Анастасия Чермантеева
Кис брысь мяу
Июль — август
2025
      Анастасия Чермантеева известна своими работами с текстом и знаковыми образами. Например, художница пишет от руки всем знакомые фразы: «я люблю тебя — будь осторожен», «поцелуев можно сколько угодно», «лес любит тебя». В их многократном повторе на листе рождается нечто большее — от ощущения близости и доверия до чувства сомнения и тоски. Экспозиция «Кис брысь мяу» объединила графические работы художницы и ручную роспись, выполненную специально для пространства кафе.
    Художница выписывает от руки простые и лаконичные фразы, которые превращаются в чувственный поэтический жест. Её почерк дрожит, строки наслаиваются, как эхо, и становятся телесно ощутимыми — хрупкими, тревожными, пульсирующими.
    В графических абстрактных композициях, выполненных карандашом, Чермантеева создает собирающиеся в пульсирующие формы образы, которые напоминают фрагменты ландшафта или текстильное полотно.
    Ослепительно-белые вспышки света, клубящийся серый дым, 2024 (Бумага, графит)
    Поцелуев можно сколько угодно, 2025 (Роспись)
    Поцелуй ближнего (KISS-KISS), 2021 (Графит, бумага); Лес любит тебя, 2023, (Графит, бумага)
    Анастасия Чермантеева работает с фотографией, перформансом и графикой, в которой обращается к тексту. Родилась в 1993 в Ростове-на-Дону. Окончила Академию архитектуры и искусств Южного федерального университета, обучалась в Британской высшей школе дизайна и Академии документальной и арт фотографии «Фотографика». Резидентка WYNWOOD (2022). Принимала участие в проекте «НОРМКОР. Практики обыденности в современной молодежной фотографии» в государственном музей РОСФОТО (2023) и в ярмарках современного искусства Port Art Fair (2023-24), Third Place Art Fair (2024). Регулярно участвует в фестивалях российского самиздата «Nizina fest», «Жердела», «Koreshki Festival», «Ярмарка зинов в Порядке слов» и др. (2022-25) Участница и организатор объединения «Unknown Gallery» (2022). Участница творческой XR-лаборатории «MESS»(2024-2025).
    Как часто мы замечаем, какую важную роль в выражении чувств играют самые простые слова и фразы. Обычно такие мимолётные послания мы оставляем близким — в переписке, коротком смс, нацарапанной надписи на стене, записке у изголовья кровати или листке, прикреплённом к холодильнику. Эти слова становятся не столько сообщением, сколько жестом — тёплым, заботливым, чувственным. Мы воспринимаем их почти как прикосновение — напоминание о близости, которое невозможно свести к буквальному смыслу.
Анастасия Чермантеева в своих работах обращается к такому чувст-
венному письму. Она пишет от руки фразы, знакомые до банальности: «я люблю тебя — будь осторожен», «поцелуев можно сколько угодно», «лес любит тебя». Эти слова могли бы прозвучать мимолётно, но благодаря повтору, колебаниям почерка, напряжённой работе с ритмом и фактурой они обретают плотность и вес. Письмо превращается в прикосновение — то колеблющееся и неуверенное, то напористое, то снова исчезающее. Оно вибрирует, словно шёпот, запинается, оставляет след — и именно в этом следе рождается ощущение подлинной близости.
    Эта практика разворачивается на нескольких уровнях. В текстовых работах рукописные фразы повторяются, почти как заклинание. Повтор превращает слова в ритм. Почерк дрожит, строки наслаиваются, теряют четкость. Особенно это заметно в работе «лес любит тебя», где одна и та же фраза звучит снова и снова, будто сам лес пытается выговорить её — срываясь на шорохи и эхо. Во фразе «я люблю тебя — будь осторожен» нежность соседствует с тревогой, с предостережением. Другая часть — графические работы, выполненные карандашом. Здесь уже нет букв, но язык сохраняется. Плотные, многослойные штрихи собираются в формы, напоминающие фрагменты ландшафта, ткани или камуфляжа. Поверхности то пульсируют, то ускользают. Острые, зубчатые края этих рисунков кажутся защитными — как шипы или когти, обрамляющие нечто мягкое, нуждающееся в охране.
Кис брысь мяу — то ли детская игра, то ли забытое заклинание, звучащее лаконично, по-детски, но в то же время немного хищно и непредсказуемо. 
В этом сочетании уязвимости и сопротивления, ласки и настороженности, разворачивается художественный язык Анастасии Чермантеевой — будто тактильный дневник, в котором слова и образы становятся продолжением тела.
Илья Крончев-Иванов, куратор
            Лес любит тебя, 2023 (Бумага, графит)