Анастасия Чермантеева
Кис брысь мяу

Июль — август
2025
Анастасия Чермантеева работает с фотографией, перформансом и графикой, 
в которой обращается к тексту. Родилась в 1993 в Ростове-на-Дону. Окончила Академию архитектуры и искусств Южного федерального университета, обучалась в Британской высшей школе дизайна и Академии документальной и арт фотографии «Фотографика». Резидентка WYNWOOD (2022). Принимала участие в проекте «НОРМКОР. Практики обыденности в современной молодежной фотографии» в государственном музей РОСФОТО (2023) и в ярмарках современного искусства Port Art Fair (2023-24), Third Place Art Fair (2024). Регулярно участвует в фестивалях российского самиздата «Nizina fest», «Жердела», «Koreshki Festival», «Ярмарка зинов в Порядке слов» и др. (2022-25) Участница  и организатор объединения «Unknown Gallery» (2022). 
Участница творческой XR-лаборатории «MESS»(2024-2025).

В экспозиции представлены графические работы художницы, а также ручная роспись, выполненная специально для пространства кафе. Художница выписывает от руки простые и лаконичные фразы, которые превращаются в чувственный поэтический жест. Её почерк дрожит, строки наслаиваются, как эхо, и становятся телесно ощутимыми — хрупкими, тревожными, пульсирующими.
Взаимодействуя с окружающей средой, автор предлагает замедлиться, довериться
случайности погрузиться в абстракцию. Так она напоминает: красота становится заметной, когда мы перестаём спешить.
Фото Название работы, пример подписи 2025
Фото Название работы, пример подписи 2025
Как часто мы замечаем, какую важную роль в выражении чувств играют самые простые слова и фразы. Обычно такие мимолётные послания мы оставляем близким — в переписке, коротком смс, нацарапанной надписи на стене, записке у изголовья кровати или листке, прикреплённом к холодильнику. Эти слова становятся не столько сообщением, сколько жестом — тёплым, заботливым, чувственным. Мы воспринимаем их почти как прикосновение — напоминание о близости, которое невозможно свести к буквальному смыслу.

Анастасия Чермантеева в своих работах обращается к такому чувст-
венному письму. 
Она пишет от руки фразы, знакомые до банальности: «я люблю тебя — будь осторожен», «поцелуев можно сколько угодно», «лес любит тебя». Эти слова могли бы прозвучать мимолётно, но благодаря повтору, колебаниям почерка, напряжённой работе с ритмом и фактурой они обретают плотность и вес. Письмо превращается в прикосновение — то колеблющееся и неуверенное, то напористое, то снова исчезающее. Оно вибрирует, словно шёпот, запинается, оставляет след — и именно в этом следе рождается ощущение подлинной близости.


Эта практика разворачивается на нескольких уровнях. В текстовых работах рукописные фразы повторяются, почти как заклинание. Повтор превращает слова в ритм. Почерк дрожит, строки наслаиваются, теряют четкость. Особенно это заметно в работе «лес любит тебя», где одна и та же фраза звучит снова и снова, будто сам лес пытается выговорить её — срываясь на шорохи и эхо. Во фразе «я люблю тебя — будь осторожен» нежность соседствует с тревогой, с предостережением. Другая часть — графические работы, выполненные карандашом. Здесь уже нет букв, но язык сохраняется. Плотные, многослойные штрихи собираются в формы, напоминающие фрагменты ландшафта, ткани или камуфляжа. Поверхности то пульсируют, то ускользают. Острые, зубчатые края этих рисунков кажутся защитными — как шипы или когти, обрамляющие нечто мягкое, нуждающееся в охране.

Кис брысь мяу — то ли детская игра, то ли забытое заклинание, звучащее лаконично, по-детски, но в то же время немного хищно и непредсказуемо. В этом сочетании уязвимости и сопротивления, ласки и настороженности, разворачивается художественный язык Анастасии Чермантеевой — будто тактильный дневник, в котором слова и образы становятся продолжением тела.

Илья Крончев-Иванов
страница проекта
Фото Название работы, пример подписи 2025